Intro

Вступительное слово автора и ведущего гала-концерта Андриса Лиепы.

 

 

Казань, 29-30 мая, 2019

Татарский академический государственный театр оперы и балета имени Мусы Джалиля


Закрытие XXXII международного фестиваля классического балета имени Рудольфа Нуриева

Па-де-де из балета «Баядерка»

Андрис Лиепа:

Мы решили начать наш концерт с фрагмента «Тени» из балета «Баядерка». «Баядерка» связана с именем Нуреева абсолютно. Это один из его любимых спектаклей. Первые шаги на сцене Ленинградского Кировского театра, теперь это Мариинка, он сделал именно в партии Солора.

Жизнь Рудольфа Нуреева оборвалась именно на том моменте, когда он поставил свой последний хореографический шедевр, — это была «Баядерка» на сцене театра Grand Opera.

К сожалению, в 93-м году он ушел из жизни… Но мы до сих пор считаем, что это неоспоримая величина в мире балета и посвящаем этот концерт ему.

Музыка: Л. Минкус 

Хореография М. Петипа

АЛЕНА КОВАЛЕВА (Большой театр)

АНДРЕЙ ЕРМАКОВ (Мариинский театр)

Артисты Татарского академического государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля

 

Элегия

Андрис Лиепа:

Очень важно, то что Рудольф приезжал сюда. Для него Казань - это родной город, потому что здесь он дирижировал, он подружился с очень многими людьми. Вчера мы с директором театра после спектакля вспоминали какие-то потрясающие моменты, когда он приезжал: как он работал, интересовался молодыми исполнителями и современной хореографией…

Сергей Рахманинов «Элегия»

Хореография Джузеппе Пиконе

МАРИЯ ЭЙХВАЛЬД / Maria Eichwald (Штутгартский балет)

АЛЕССАНДРО СТАЯНО / Alessandro Staiano (Teatro San Carlo)

 

Дуэт из балета «Шехеразада»

Андрис Лиепа:

А теперь пряная «Шехеразада»…

Рудольф был влюблен в хореографию Фокина. Танцевал «Видение розы», и «Шопениану», и «Половецкие пляски», в которых станцевал партию главного воина - то, что танцевал сам Фокин. Мне кажется, что сегодняшний вечер был бы неполным без «Шехеразады», потому что вы видите здесь фотографию (на экране) — это Рудольф в роли «Золотого раба».

Вы знаете, что это был шедевр, который был поставлен Михаилом Фокином для «Русских сезонов» в Париже. Рудольфу удалось перетанцевать весь этот репертуар на Западе… Уже после «перестройки» мне удалось перенести эти балеты на сцены русских театров, где сегодня они идут с большим успехом. И сейчас я представляю артистов из театра «Астана Опера», где я недавно поставил «Шехеразаду».

Музыка: Н. Римский-Корсаков 

Хореография: Михаил Фокин

Артисты Государственного театра оперы и балета «Астана опера» под руководством народной артистки РФ АЛТЫНАЙ АСЫЛМУРАТОВОЙ:

Анастасия Заклинская

Серик Накыспеков

 

Па-де-де из балета «Сильфида»

Андрис Лиепа:

Когда Рудольф уехал на Запад, первым делом он отправился в Данию. Когда-то он видел Эрика Бруна, который приезжал в Советский Союз, и у Рудольфа возникло желание научится тому, что делает Эрик Брун и датская школа. Он много проработал там, научился замечательным традициям Датского Королевского балета. И потом, ему удалось целиком поставить балет «Сильфида». Вы можете найти видео дуэта Джеймса и Сильфиды, который он исполняет вместе с Карлой Фраччи. Это замечательная пленка, мы все по ней учимся и хотим соответствовать этим блистательным стандартам.

Музыка: Х. С. Левенскольд

Хореография А. Бурнонвиля

ЭВЕЛИНА ГОДУНОВА (Staatsballett Berlin)

ЛЕОНИД САРАФАНОВ (Михайловский театр)

Славянский романс

Андрис Лиепа:

Если бы Рудольф был с нами, то он бы восхищался молодежью. Он очень много работал с молодыми артистами, и они сейчас руководят крупными компаниями: Лоран Илер работает в Москве в театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, Николя Ле Риш руководит Шведской Королевской оперой, Мануэль Легри работает в Венской государственной опере. То есть, те артисты, с которыми работал Рудольф Нуреев, стали директорами крупных театров и продолжают те великие традиции, которые пришли к ним от Рудольфа Нуреева, а к Рудольфу пришли со школой, которая сейчас называется Академия Русского балета имени Вагановой. … наша профессия передается «из ног в ноги», по-другому передать ее невозможно.

Музыка: Михаил Калачевский

Хореография: Никита Иванов

ЕКАТЕРИНА ПЕРВУШИНА (Кремлевский балет)

ЮРИЙ ВЫБОРНОВ (Московский музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко)

 

ВСЕ ВЕТЕР

Андрис Лиепа:

Когда составляли программу нашего концерта, хотелось показать вам то, что вы хорошо знаете с новыми исполнителями и что-то совершенно необычное, современное, то что вы видите в первый раз.

Я хочу от души поздравить Аманду Гомес с замечательным выступлением на проекте «Большой балет», где она блистательно представляла театр имени Мусы Джалиля. Сегодня она исполнит очень интересный номер, который поставлен на музыку Жюля Массне, - «Все ветер», хореография Александра Могилева. Вместе с ней будет выступать Михаил Тимаев.

Музыка Ж. Массне

Хореография А. Могилёва

Артисты Татарского академического государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля:

Аманда Гомес — Лауреат международных конкурсов

Михаил Тимаев — Заслуженный артист Татарстана

 

Фрагмент из балета «Арлезианка»

Андрис Лиепа:

Когда Рудольф Нуреев уехал на Запад, естественно, он начал смотреть новую интересную хореографию. А западные хореографы начали смотреть на Рудольфа. Одним из таких уникальных хореографов был Ролан Пети. Он увидел у молодого Рудольфа совершенно неудержимый темперамент, фантастическую техническую оснащенность, безупречный стиль… Они встретились и вместе работали…

Сегодня мы хотим показать два номера, которые связаны с именем этого великого хореографа, к сожалению, тоже недавно ушедшего от нас… Это отрывок из балета «Арлезианка». Исполняет замечательный молодой артист премьер Венской государственной оперы Денис Черевичко. Мы с ним вместе учились у одного педагога у Александра Александровича Прокофьева, поэтому особенно приятно представлять его здесь, поскольку это действительно достойная смена, сейчас работает в Венской государственной опере с Мануэлем Легри - учеником Рудольфа Нуреева.

Музыка: Ж. Бизе

Хореография: Ролан Пети

ДЕНИС ЧЕРЕВИЧКО (Венская государственная опера)

 

Па-де-де из балета «Корсар»

Андрис Лиепа:

У Рудольфа Нуреева очень много связано с этим спектаклем. Он впервые показался в Москве на всесоюзном конкурсе артистов балета и танцевал па-де-де из балета «Корсар». Существует запись, где молодой Рудольф танцует с Аллой Сизовой на конкурсе в зале Чайковского в Москве, и диктор говорит: «Он прыгает как кошка!». Я помню, что мой педагог рассказывал о том замечательном вечере, когда Москва впервые увидела Рудольфа и совершенно «сошла с ума». В восхищении поклонники бегали и говорили, что родилась новая звезда! Мне кажется это абсолютно тот спектакль и па-де-де, которые прошли через всю жизнь Рудольфа.

Музыка: А. Адан

Хореография М. Петипа

КРИСТИНА КРЕТОВА (Большой театр)

ДЖУЛИАН МАККЕЙ (Михайловский театр)

 

Закрытие

XXXII международного фестиваля классического балета

имени Рудольфа Нуриева

Ведущий и автор программы: Андрис Лиепа

Видеоинсталляция: Александр Федорко, художник: Анатолий Нежный

Па-де-де из балета «Спящая красавица»

Андрис Лиепа:

2-е отделение мы хотели начать с фантастического па-де-де из балета «Спящая красавица», который в жизни Рудольфа сыграл основополагающую роль. Он был влюблен в этот балет, поставил свою версию в Гранд Опера, в Вене и в других театрах мира.

Музыка: П.И. Чайковский

Хореография: Мариус Петипа

ЕВГЕНИЯ ОБРАЗЦОВА - Большой театр России

ЛЕОНИД САРАФАНОВ - Михайловский театр

 

Дуэт из балета «Маргарита и Арман»

Андрис Лиепа:

Наверное, рассказ о судьбе Рудольфа Нуреева был бы неполным без балета «Маргарита и Арман» на музыку Ференца Листа. Поставил этот балет Фредерик Аштон специально для Рудольфа и Марго Фонтейн. Это была совершенно уникальная и удивительная пара. Марго Фонтейн — прима-балерина театра Ковент-Гарден и молодой танцовщик из Советского Союза, который остался за границей. Они покорили весь мир.

Сегодня мне очень хотелось бы, чтобы вы увидели дуэт из этого спектакля. Это был первый спектакль, который был поставлен специально для Рудольфа Нуреева.

Музыка Ф. Листа 

Хореография Ф. Аштона

КРИСТИНА КРЕТОВА (Большой театр)

ДЖУЛИАН МАККЕЙ (Михайловский театр)

 

Фрагменты

Андрис Лиепа:

Театр жив, пока есть новые постановки и хореографы. Они открывают и развивают новых артистов. Сегодня мы решили, что вам нужно увидеть что-то необычное, то что было создано в недрах вашего театра. «Фрагменты» - постановка молодых казанских хореографов Марселя и Марии Нуриевых, специально созданная для этого вечера. Эта премьера – часть будущего спектакля «Роден». Исполняют артисты Татарского театра оперы и балета имени Мусы Джалиля!

«Фрагменты» из одноактного спектакля «Роден» новой постановки казанских хореографов Марселя и Марии Нуриевых в исполнении артистов Татарского театра оперы и балета имени Мусы Джалиля

 

Па-де-де «Диана и Актеон» из балета «Эсмеральда»

Андрис Лиепа:

Рудольф много экспериментировал, снимался в кино, сам снимал как режиссер, участвовал в телевизионных программах. Сейчас бы его назвали медийной фигурой. Танцевал по 200-250 спектаклей в год. Те люди, которые немножко знают, что такое жизнь артиста балета понимают, что это практически невозможно. Так он проживал свою жизнь. За 54 года он сделал столько, сколько не сделал ни один танцовщик в мире. До сих пор Рудольф Нуреев остается уникальным явлением на мировой сцене. Повторить это невозможно. Можно только учиться.

Рудольф перетанцевал практически весь классический репертуар. Существует документальная запись с кодой из балета «Эсмеральда», на которой Рудольф совершенно блистательно исполняет партию Актеона — совершенно феноменальные кошачьи прыжки, двойные ассамбле. Это всегда вдохновляет артистов на то, чтобы сделать лучше. Это сложно, но сегодняшний вечер доказывает, что у нас растет достойная молодежь.

Музыка: Ц. Пуни

Хореография А. Вагановой

Артисты Татарского академического государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля:

КРИСТИНА АНДРЕЕВА — Заслуженная артистка Татарстана

ОЛЕГ ИВЕНКО — Заслуженный артист Татарстана

 

Гибель розы

Андрис Лиепа:

Когда Рудольф уехал на запад, все связи прервались. В 1986 году он совершил фантастический поступок, он вернулся в Советский Союз. Тогда он еще был официально объявлен предателем, но он приехал попрощаться со своей мамой, которую очень любил. Буквально через месяц ее не стало. Рудольф сделал такой шаг несмотря на то, что это было опасно… Рудольф всегда стремился общаться с артистами, которые работали в Советском Союзе, и он очень дружил с Майей Михайловной Плисецкой.

Так получилось, что я работал в Нью-Йорке и оказался на вечере, посвященном 80-летию Марты Грэмм. На этом вечере танцевали Рудольф Нуреев, Михаил Барышников и великолепная Майя Плисецкая. Я с огромным восхищением смотрел, как общаются Рудольф с Майей Михайловной. С большим почтением, уважением два великих артиста разговаривали на балетные темы… И вот сегодня мы бы хотели, чтобы вы увидели замечательный балет «Гибель розы», который поставил Ролан Пети специально для Майи Плисецкой.

 

Музыка: Г. Малер

Хореография Р. Пети

МАРИЯ ЭЙХВАЛЬД / Maria Eichwald — Штутгартский балет

АЛЕССАНДРО СТАЯНО / Alessandro Staiano — Театр Сан Карло

 

Па-де-де из балета «Дон Кихот»

Андрис Лиепа:

Рудольф блистал в балете «Дон Кихот», а в 1977 году он поставил свою версию «Дон Кихота» для Австралийского Королевского балета, и эта версия до сих пор идет в Гранд Опера, в Венской опере. Молодежь с большим воодушевление учит необычные движения, которые Рудольф вставил в этот спектакль. Очень многие классические артисты возмущаются: «Почему там так много ронд-де-жамбов? Почему там какие-то необычные руки?» Но вот такую версию сделал Рудольф, и она сейчас идет с огромным успехом. Конечно, он брал за основу версию Петипа, но сделал абсолютно свой неповторимый спектакль, и мне очень хотелось бы, чтобы сегодняшний вечер закончился хореографией Рудольфа Нуреева.

Музыка: Л. Минкус

Хореография А. Горского, редакция Рудольфа Нуреева

ЭВЕЛИНА ГОДУНОВА — Государственный балет Берлина

ДЕНИС ЧЕРЕВИЧКО — Венская государственная опера

 

Фото из за кулис (backstage)

Фотограф: Наталья Конюкова

Казань, 29-30 мая, 2019

Фото гала-концерта

Фотограф: Елена Пушкина @pushkina_elena

Казань, 29-30 мая, 2019